D i v o. Проект приспособления пространств исторического здания. Палаты Украинцева — нотопечатня Юргенсона. 2024 — 2025

Декабрь 1771 года

Порывистый и леденящий декабрьский ветер нёс лёгкие первые снежинки сквозь глубокую сине-фиолетовую тьму и с хрустом ударял их в мутные дребезжащие окна архива коллегии иностранных дел. На миг снежные хлопья поджигались пробивавшимся из одного окна подклета неярким светом и вновь исчезали в абсолютной темноте. В небольшом оконце, где горел свет, через жерди решёток можно было разглядеть фигурку молодого человека, склонившегося над письменным столом. Фигурку весьма худую и непримечательную – в прочем, какую обыкновенно и имеют недавно поступившие юнцы в министерию и тем более – в архив.

Свет пламени свечей освещал хорошо в основном только поверхность стола и, поднимаясь вместе с дымом, таял на подступах к закопчённым сводам палат, которые во мраке казались безмерно высокими. На освещаемой свечами парте можно было различить несколько наказов, которые архивариус скрупулёзно переписывал, выводя пером казённые буквы, сотворяя приятный монотонный шорох, являвшийся единственным живым звуком в ночной всеобъемлющей тиши давно опустевших палат архива. Сонная тишина постепенно подбиралась и к сознанию архивариуса. Буквы казались всё менее отчётливыми, веки тяжелели, одолевала дремота. И вскоре молодой человек, поддавшись этой силе, которой совершенно не было сил противиться, выронив из рук перо, погрузился в глубокий сон без сновидений, совершенно не заметив внезапной вспышки света, а следом – яркое свечение, на миг озарившее все палаты архива.

Проснулся архивариус от странного постоянного гула, доселе ему неведомого. В попытке понять природу этого звука он поднял голову и вместо привычных ему тусклых свечей его озарил холодный ареол, исходивший от подвешенной к перемычке светодиодной лампы. Парень выскочил из-за стола – вполне знакомого ему – осмотрелся и едва ли узнал столь знакомое пространство. Он двинулся к тяжёлой фронтальной двери, ведущей к соседнему помещению подклета. С привычным усилием архивариус толкнул дверь, упёршись в неё плечом, но та оказалась значительно легче обычного, и он застыл в изумлении. Картина, открывшаяся перед ним, была не иначе как дивом.

Всё пространство зала подклета дома дьяка Украинцева было заполнено крупными кристаллами из стекла, источавшими холодное свечение. От этого казалось, будто кристаллы парят над поверхностью пола. А сам пол… Архивариус сначала и не заметил, как ступил на него, и тут же отпрыгнул за дверной порог: никогда прежде не видал он такого дивного пола. Он словно наступил на застывший лёд подземной реки, светящейся из глубин, но при этом нигде не было видно царапин или наплывов – пол был идеально гладким и обладал зеркальным глянцем. Да он словно был из стекла. Осмелившись через какое-то время всё-таки ступить на дивный пол, парень убедился, что покрытие довольно прочное, однако ощущение, будто идёшь по воздуху, сохранялось.

Аккуратно крадучись на цыпочках, молодой человек медленно ступал меж кристаллов, хаотично расположенных в зале. Низ кристаллов был сделан из мутного белого стекла, а вот верхняя часть была абсолютно прозрачной. И за стеклом можно было увидеть переливающиеся и бликующие на свету настоящие сокровища – самые разные ювелирные украшения.

Нечаянно архивариус опёрся на один из кристаллических ларцов, прикоснулся к нему рукой. И вдруг половина стекла на одной из граней приподнялась и с механическим шипением сдвинулась вверх, а другая половина плавно опустилась вниз. Это до того напугало парня, что он ринулся через все эти кристаллические структуры к первой ближайшей к нему двери.

Оказавшись за ней, архивариус попал в небольшое, но довольно странное помещение с умывальниками. На полу лежала плитка из чередующихся в шахматном порядке светлых и тёмных ромбов, а под потолком левитировали всё те же стеклянные кристаллы, но уже гораздо меньшего размера.

Выбежав из данного помещения, в недоумении архивариус устремился, как ему думалось, на выход. И отворив дверь, он обнаружил, что вместо привычного крыльца он оказался внутри огромного кристалла, осколком выступающего из стены фасада. Запрокинув голову, архивариус и не заметил, как ступил на широкую внешнюю лестницу. Чуть было не упал на землю, но вовремя плюхнулся на какой-то непонятный объект, похожий на ящик или шкатулку о шести колёсах. Не успел парень оглядеться по сторонам, а объект вдруг ни с того, ни с сего сам пришёл в движение, увозя сидящего архивариуса вниз по склону прочь от крыльца в новый неведомый мир.

Статус проекта: исследовательский концептуальный проект ревитализации пространств исторического здания

Управляющий партнёр проекта: Бартельс Генрих

Макетирование: Маркова Анна

Компьютерное моделирование и графика: Дмитриева Людмила

При поддержке департамента архитектуры инженерной академии РУДН

Консультирование (ГосНИИР): Анучина А.Н., Рузанова Е.И.

Год: 2024 — 2025