Проект общеобразовательной пригородной школы нового поколения, 2023

Данный проект общеобразовательной школы является примером того, как архмитектура может рефлексировать на появляющиеся социальный проблемы. Школу предлагается расположить в довольно неблагополучном и маргинальном пригородном районе Московской области с довольно плотной застройкой различной этажности.

В основе концепции школы лежит идея спасительного «ковчега». Ковчег Ноя являлся самодостаточной системой, автономно функционирующей в крайне неблагоприятных агрессивных условиях. По аналогии с этим, разработанное здание школы является самодостаточным автономным полифункциональным комплексом с чётким внешним контуром, который может «внедряться» в сложный градостроительный контекст. Роль контура выполняет пространственная архитектурная мембрана, состоящая из вертикальных металлических стоек.

Вытянутый нестандартный участок площадью 0,5 га располагается в пригороде на пустыре между 3-мя посёлками ИЖС, граничащих с районом Одинцово Москвы. Существующая застройка достаточно хаотичная и малоэтажная. Преимущественно окружают рассматриваемый участок отапливыемые жилые дома высотностью от 6 до 9 метров. В тоже время к участку прилегают и трёхэтажные таунхаусы, а также — край довольно высотного микрорайона. Выбор такой непростой локации обусловлен в первую очередь отсутствием доступности школ в этом месте – исходя из проведённого анализа градостроительной ситуации ближайшие школы располагаются в радиусе более 3 км от прилегающих населённых пунктов .

Также при выборе локации была важна оценка уровня социальной безопасности в данном районе. И проведённый анализ показал, что район, где находится участок довольно неблагоприятный и небезопасный. Появление доступной государственной общеобразовательной школы может эту ситуацию кардинально изменить.

Российские города и пригороды перенасыщены заборами, препонами и препятствиями. Они повсюду: шлагбаумы, турникеты, ограждения вдоль тротуаров; заборами обносятся практически все учреждения.

Архитекторы и урбанисты не устают напоминать, что изобилие заборов преобразует городское пространство в вязкую, зажатую и непрозрачную среду. Современные ограждения своей уродливой эстетикой наносят немалый вред психике и повышают тревожность.

Эксперты говорят, что страсть к заборам прописана в массовом сознании, социальной памяти россиян и отражает уровень недоверия внутри общества.

Вместо типичного русского забора, огораживающего территорию школы в проекте была применена параметрическая архитектурная мембрана, состоящая из вертикальных металлических реек. Основное её отличие от обыкновенного забора — мембрана не огораживает или отгораживает участок, а формирует пространство внутри своих границ и сама является активным элементом этого пространства.

В современных пригородах практически нет каких-либо общественных пространств, досуговых центров, именно поэтому при разработке проекта было важно, чтобы здание школы могло выполнять не только свою основную функцию, но и в вечернее время становиться определённым «местом встречи» для жителей совершенно разных возрастных категорий.

Для этого в планировочную структуру и логику здания был заложен сценарий многофункционального использования некоторых школьных пространств: таких как библиотека с читальным залом, мастерские, актовый зал и каменистый сад на крыше.

Так как затрагиваемый в проекте участок узкий и имеет очень небольшую площадь было предложено сформировать из различных функциональных зон школы «вертикальный рельеф». Например, довольно большие по плошщади баскетбольная и волейбольная площадки были вынесены на эксплуатируемые крыши здания.

Также на крыше перпендикулярного крыла школы был дополнительно разбит каменистый сад для проведения занятий ОФП, банкетов, праздников.

Небольшой внутренний, защищённый от шума, школьный двор имеет чисто рекреационную функцию для отдыха учеников.

Статус проекта: концептуальный исследовательский проект

Управляющие партнёры проекта: Бартельс Генрих, Джем Ренде

При поддержке департамента архитектуры инженерной академии РУДН

Год: 2023